детали 1

Май, 2014

0

Хлеба и зрелищ

Всем известно, что выражение «Хлеба и зрелищ» описывает основные потребности римского народа, охочего до развлечений, которые государственные деятели регулярно преподносили ему в виде представлений в Колизее и Цирке. Принадлежит фраза поэту-сатирику Ювеналу:

«Этот народ уж давно все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!»
 

Вторил ему и философ-стоик Сенека: «Искусство разговора умерло! Неужели теперь можно говорить только о состязаниях и колесницах?»

Чем же не угодили эти загадочные «зрелища» величайшим умам Древнего Рима? Вот что об этом пишет историк Норман Дэвис.

«Игры стали главной приметой жизни Рима. Первоначально проводившиеся в четыре определенные недели в течение года, затем они разрослись настолько, что проводились почти беспрерывно в Большом Цирке и Колизее. Первые игры, о которых сохранились письменные свидетельства, проводились в 264 г. до н. э.; тогда бились насмерть три пары рабов. Четыре столетия спустя император Траян устроил празднества, во время которых погибло 10000 человек и 11000 животных.

Для смертельных представлений служили гладиаторы. Выступая торжественной процессией на арену через Ворота жизни, они обращались к императорскому подиуму с традиционным приветствием: «Аве, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»

Проворные ретиарии с сетью и трезубцем бились лицом к лицу с тяжеловооруженными секуторами. Иногда они объединялись против группы пленников или экзотических варваров. Тела проигравших оттаскивали крюками для мяса через Ворота смерти […] Организаторы использовали соперничество гладиаторских школ и рекламировали подвиги знаменитых гладиаторов.

Жажда грандиозных зрелищ привела к тому, что гладиаторские бои стали перемежаться (в одном представлении) с охотой на диких зверей. Затем стали устраивать настоящие военные битвы и даже морские сражения на арене, наполненной водой. Наконец, народ стал требовать зрелищ беспримерной непристойности, массовой жестокости и зверства. Диких быков натравливали на юных девушек, христиан жарили заживо, распинали, зажигали как факелы или бросали на съедение львам, несчастных заставляли плыть на протекающих лодчонках по водам, где кишели крокодилиы. И эти пытки беспрерывно и бесперестанно сменялись новыми изобретениями в области мучительства и зверства. Все это продолжалось до тех пор, пока в 404 г. н.э. император-христианин Гонорий не взял верх над Сенатом и не запретил игры». (История Европы, 2005)

Большой Цирк в Риме

Сегодня подобные «развлекательные мероприятия» кажутся невероятными и дикими, но не стоит забывать, что на них регулярно приходили смотреть сотни тысяч человек. Касается это не только Рима, но и провинций. Неужели древний мир был полностью лишен человечности? Вовсе нет.

Дело в том, что человеческая психика очень пластична, и под напором подобной жестокости способность к сопереживанию и сочувствию значительно уменьшается. Характерно это и для наших дней: в интернете можно найти самые невероятные и кровавые видеоролики, записи аварий, убийств, ограблений и массовых драк. К сожалению, подобные картины мы можем увидеть и в реальности. Таким образом, то, от чего раньше мы отвели бы глаза, теперь наблюдаем без малейшего содрогания, а адреналин, вырабатывающийся в надпочечниках, повышает устойчивость к стрессу и шоку.

Адреналиновый всплеск дает нам яркие эмоции и бесценное ощущение своеобразной «победы» над обстоятельствами, но то, что сработало вчера – не сработает завтра. Вот и приходилось древним государям выдумывать безумные пытки и проводить фантастические перегоны, дабы удовлетворить народ и отвлечь его от истинно важных процессов (жители Рима часто пропускал новости о войне с германцами или парфянами, но любой прохожий мог рассказать о том, кто выступил и победил в последний цирковой день). Мораль сего повествования прозрачна, как слеза младенца: следует быть крайне осторожными со зрелищами.

Мидори


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Наверх ↑