Травень, 2013
1“Волхв”: роман-фантасмагория Джона Фаулза
Около года манила меня к себе эта книга. Манила с полок книжных магазинов, отсылками и восторженными отзывами благодарных читателей, емкими цитатами, за которыми угадывался безупречный стиль писателя и интригующее содержание романа.
Об авторе «Волхва» Джоне Фаулзе я ничего раньше не знал, да и наведённые справки слабо проясняли ситуацию: выпускник Оксфорда, автор ряда бестселлеров, скромный затворник, живший в британском захолустье. Но стоило приобрести книгу, как чтение превратилось в упоительный и захватывающий процесс. Взахлеб, без остановок я вникал в «Волхва», упиваясь уникальным слогом писателя.
Что же представляет собой этот роман? Перед нами Николас Эрфе – выпускник Оксфорда, выходец из среднего класса, чья молодость проходит в нестабильной, едва ставшей на ноги послевоенной Европе. Он начитан, неплох собой и напрочь лишен каких-либо морально-этических предрассудков. Получив должность преподавателя английского языка в престижной гимназии, он бросает Лондон и уезжает на затерянный в Эгейском море остров Фраксос.
Жизнь на острове идёт своим чередом: небольшие рыбацкие деревушки, типичный закрытый пансион для детей греческой элиты, девственная природа и… загадочная вилла «Бурани», территория которой занимает чуть ли не половину Фраксоса.
Попытки любопытного Николаса навести справки о вилле терпят поражение. Местные чураются тамошних обитателей и не хотят говорить о таинственном мистере Кончисе, называя его коллаборационистом и предателем. Снедаемый интересом, герой проникает на виллу, где и начинается самое интересное. Хозяин ожидал его, и приглашает погостить на выходных, превращая тем самым в заложника царящей на вилле магии.
Каждое посещение «Бурани» вызывает у Николаса всё большую и большую психологическую зависимость от того, что там происходит. Кончис рассказывает ему историю своей жизни, заведомо мистифицируя факты биографии, разыгрывает театральные инсценировки из предварительно подкинутых герою книг, воздействует на него с помощью галлюциногенов, и наконец достаёт из рукава главный козырь – сестёр-двойняшек, в одну из которых подопытный должен влюбиться.
Очаровательная красавица Лилия – настоящий идеал для Николаса. Она мастерски манипулирует желаниями молодого человека, терзает его, доводя почти до полного психологического и физического изнеможения. Сексуальный подтекст искушений обусловлен в первую очередь молодостью и самоуверенностью Эрфе. Волхв посредством девушки подчиняет себе самые грубые инстинкты героя, заставляя его страдать, чувствовать себя бессильным средоточием вожделения и комплексов.
Попадая в пограничное состояние, герой видит всю неприглядность полной страстей человеческой природы. Запутавшись в бесконечном хороводе фантасмагорий и розыгрышей, Николас переживает сильный стресс, который по сути является катарсисом.
Кристально ясна мотивация Кончиса: он создает театр, в котором зритель и актер являют собой одно целое. В романе сплошь и рядом прослеживаются параллели с «Бурей» Шекспира, да и со всем шекспировским наследием в целом. С другой стороны, Фаулз отдаёт дань «Жюстине» Де Сада, ввергая своего персонажа в целую цепь эротических истязаний. «Волхв» насквозь пропитан прекрасно выписанной, напряженной, и в то же время очень натуральной сексуальностью. Любовные сцены полны чувственности и реализма, но ни разу не пересекают границ порнографии.
Помимо этого, роман являет собой целую канву образов и отсылок: здесь и поэзия елизаветинского периода, и античная мифология, и фрейдизм, и глубокое знание современной писателю греческой литературы, и европейский авангард 20-х годов, и театральные эксперименты Брехта.
В конце концов, Кончис и союзники подводят Николаса к главной цели своих экспериментов, которые они называют «играми в бога». Волхв то и дело меняет маски, лицедействует, карает и милует, творит чудеса. Он – божество, в его силах переплавить эгоистичную природу главного героя, преобразить его сущность, открыть ему новый взгляд на мир. Прописывая образ Кончиса, автор похоже пытался представить всю карикатурность человеческого восприятия Бога и наших с ним отношений.
Нарочитый атеист постепенно приобретает внушаемую мысль о том, что в мире не всё так просто. Отрешившись от самых тёмных сторон своего бытия, он сохраняет за собой любовь к природе, поэтическое восприятие мира и свободолюбие. Николас провозглашает языческое многообразие своей новой верой.
В итоге автор всё равно оставляет читателя озадаченными. Прошел ли Ниоклас Эрфе свои испытания? Достиг ли Волхв своей цели? Периодически кажется, что с возвращением на родину старые привычки героя снова дают о себе знать. Однако на его лице всё чаще появляется свойственная волхву и его помощникам тонкая ироничная улыбка. Персонаж напоминает нам Орфея, спустившегося в ад: ясно лишь то, что его жизнь больше никогда не станет прежней.
1 комментарий к “Волхв”: роман-фантасмагория Джона Фаулза