кино no image

Вересень, 2011

0

Сны Мартина Шулика

Прогресс приводит к упадку человечества.

«Сад», Мартин Шулик

Я думаю, многие из нас помнят чешские сказки из детства. Их часто крутили по украинским каналам летом, занимая не только детское время, но и время взрослых, пересматривающих эти фильмы с любопытством и любовью. Наравне с итальянской «Принцессой Фантагиро» (1991) девочки восхищались «Тремя орешками для Золушки» Вацлава Ворличека (1973). Хаотичные поиски привели меня к Мартину Шулику – широко известному в узких кругах словацкому режиссеру с его притчей-сказкой «Сад» 1995 года.

Обычно в немногочисленных рецензиях на этот фильм пишут, что он обладает особенной магической аурой. И это, безусловно, чистейшая правда. Для меня этот фильм стал больше, чем кинематографическим кадром. «Сад» является примером того, как книга может реализовать себя по-особенному. Фильм даже разделен на главы и имеет простой сюжет (что в общем-то и характерно для словацких фильмов 90-х годов и Мартина Шулика в том числе), но не это самое важное. В одном из интервью Тони Гатлифа (известнейшего европейского режиссера цыганского происхождения), он заметил, что западный кинематограф явно сдает позиции по сравнению с восточным. Азия достигла небывалых высот в этой сфере благодаря своему умению показывать и рассказывать беззвучно. Запад ориентируется больше на бессмысленные диалоги о том, кто подошел к двери, кто ее хочет открыть, зачем и почему это делается. И это убивает саму идею кинематографа. Это же неоднократно повторял и Такеши Китано, а также всем известный Дэвид Линч. «Сад» именно пример дзенской восточности в переплете европейской цивилизации.

Обычный школьный учитель Якоб, который продолжает жить с отцом и мучается нескончаемой депрессией, выезжает в сад своего деда, заброшенный после его смерти, чтобы навести порядок и продать его. Но, работая с землей и деревьями, встречая различных людей и, наконец, встретив свое я, главный герой достигает просветления. Особенного, магического и, на мой взгляд, доступного к полному пониманию только славянами.

Тысячи аллюзий в фильме задают такой прекрасный темп картины, что по мере его просмотра просто невозможно оторваться, и хочется, чтобы его главы продолжались бесконечно. Прямо как книга, от которой невозможно оторваться, но которая не дает точных ощущений о ней.

Многие, посмотрев этот фильм, приходят к выводу, что режиссер хотел показать Эдем, и Адама и Еву в нем. Я же склоняюсь к мысли о внутреннем мире главного героя. Сад это и есть Якоб, и он пытается привести себя в порядок. И как все эти странные, библейские, мистические, прогрессивные персонажи появляются в саду, так же и любая личность меняет многие верования или интересы на протяжении жизни. И достигает гармонии и счастья только тогда, когда глава жизни этого человека останавливается на доверие к себе и своему мироощущению. Равновесие с собой и природой, вот что пытается нам донести Мартин Шулик.

Но как любая рецензия, и эта будет довольно субъективной. «Сад» прежде всего интересен тем, что натуралистичность переплетается со сказкой, такой близкой всем нам, детской сказкой. И еще, конечно же, замечательной, красочной и красиво поставленной картинкой и музыкой. Саундтрек фильма неоднократно сравнивался в просторах мировой сети с музыкой к фильму «Фонтан» Арановски. Не могу на этом настаивать, но музыка «Сада» действительно медитативно-прекрасная. Каждый раз, вспоминая о фильме, у вас в голове начинает звучать именно она.

Но, невзирая на всю философичность и в некотором роде драматичность фильма, он необычайно комичен, и в некоторых моментах заставляет нас смеяться от всей души, как в детстве.

Рассказывая о притче «Сад», невозможно забыть еще один странный и увлекающий за собой фильм – «Мир в картинках» 1997 года. Это не просто история девочки-подростка, которая отправляется из школы интернатного типа на поиски своей матери и младшего братика. По мне, так это одна из лучших картин о нас, людях. О различнейших характерах и совершенно сумасшедших (или сказочных) случаях. Я, вполне допуская, что если бы Льюис Кэрролл жил в наше время (ну ли в Чехии в 90-х годах), то его Алиса выглядела бы именно как. По дороге к своей маме Терезка встречает и говорит с многими людьми: странный водитель контрабанды, грустный жених на свадьбе, бывший ухажер ее матери, актеры на пенсии, наконец пастух. Так же как и «Сад», этот фильм можно расхватать на цитаты. А еще он так же медленен и неожиданно короток. Ценители именно такого кино, я уверена, так же не успеют насмотреться на Терезку. Бродить с ней по украденной карте из интернатской библиотеки в большинстве случаев грустно, но и весело одновременно.

Здравый ум подсказывает мне, что реализм и одновременно загадочность этого фильма, достигнута именно преувеличенной жестокостью и сказочностью, как и завещал нам бессмертный Эжен Ионеско. И все же эта картина вполне достойна любого потраченного времени.

Жаль, что сейчас большинство людей обращают внимание только на классику (как Феллини, например) или же прост она мировые бестселлеры, забывая о таких волшебных произведениях искусства, которые сотворил Мартин Шулик. Не говоря уже о многих и многих других режиссерах, в том числе и украинских. Надеюсь на восстановление справедливости.

Александра Сыса


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑