мир

Грудень, 2011

4

Почему здравый ум в гости к людям больше не ходит

(сказка, которая не претендует на объективность, но имеет долю своей правды)

Действующие лица

Человек: несовершенное биологическое существо. Титул: король мира.

Здравый ум: очень правильная штучка, дружит с моралью.

Толерантность: очень противоречивая и, скорее всего, двуличная особь. Подлиза.

Когда-то давно человек и здравый ум дружили. И друг к дружке в гости ходили. Читали книги всякие, говорили о погоде, ели малиновое варенье. Но однажды они поссорились. Человек швырял чашки, разбивал их, вел себя совершенно некультурно, а потом еще и сплетни про здравый ум распускал. Так что здравый ум совсем на человека обиделся, и с тех пор к нему в гости не ходит. А человеку то что, он себе новый чайный набор купил, и с толерантностью подружился. Теперь они с ней и варенье кушают и о погоде говорят.

Если происходит нечто ужасающее, что наш мозг и сознание не способны переварить, мы предпочитаем забыть это, делая по инерции какие-то оправдывающие нас движения. Пожалуй, во многом на человека повлияли ужасы Второй мировой войны. Она дала толчок к развитию терпимости. Конечно, ученые и исследователи современности (антропологи и социологи) предпочитают разделять понятия «терпимость» и «толерантность» по причине их «ужасно заметного различия». Но смысл остается единым: милосердно и с полной отдачей признавать убеждения и верования других людей – фактически означает ставить себя выше них, подчеркивая этим свое божественное умение терпеть низких недостойных людишек, с культурой может и древнее, но ведь куда глупее и недостойней твоего прогресса.

Итак, вначале Европа терпела побежденную и страждущую Германию, разграбив Рур и позволив СССР выжать из нее заслуженные соки. Но за осознанием событий войны пришло и осознание массового убийства, которое теперь нужно искупать.

Речь, конечно же, пойдет о евреях. Они стали главной жертвой европейского, а не только немецкого, террора. Мы вполне можем позволить себе забыть, например, о цыганах, которых тоже с расстановкой и идеологией истребляли тысячами. Но евреи: вот перед кем человечество должно искупать свои грехи и помогать во всем. К слову о цыганах. В Украине планировали поставить в Бабьем Яру небольшой памятник: бронзовую кибитку в память о многочисленных жертвах репрессий. Но люди еврейского происхождения активно запротестовали, – здесь, мол, большинство наших, и никакими кибитками портить память наших нельзя. Протест был принят. И правда, зачем эти цыгане? Но локальный пример не дает полного впечатления о глупости явления «толерантность».

Многие люди уже давно не доверяют такой признанной и известной Нобелевской премии. Расходятся слухи, что в своей погоне за толерантностью и всеобъемлимостью она потеряла здравый смысл, выбирая своих лауреатов. Так, премии по литературе достаются выходцам из Африки, пишущим о тяжелой судьбе эмигрантов в цивилизованной Европе, а не тому же Умберто Эко, фанаты и почитатели которого давно уже потеряли всякую надежду на признание своего кумира. Я не против, социальная проза это важно. Но довольно посредственная социальная проза не может быть важнее огромного вклада в структурологию и теорию текста. Или та же Нобелевская премия мира. ООН, Барак Обама? Я так не думаю. Пусть мать Тереза, пусть Далай Лама или Нельсон Мандела. Но не давать же премию таким, как Буш младший?

Так или иначе, главным объектом для толерантного отношения остаются евреи, а не выходцы из Африки или арабских стран. Одной из лучших и показательных иллюстраций этого явления в Европе явления Ориана Фалаччи. Она вообще была довольно радикальна и не толерантна к «врагам мира»: арабским странам, которые, по ее словам, своим терроризмом портят всю благость существования. Известная журналистка прославилась не только радикальными публицистическими книгами («Ярость и гордость»), но и своими интервью. В одном таком, с Ясиром Арафатом, она обсуждала больной вопрос войны между Израилем и Палестиной. Арафат настаивал на том, что толерантность и чувство вины перед евреями заставляет европейцев закрывать глаза на кровь, которую те пускают палестинцам. Европа фактически дала дозволение евреям создать на чужой земле свою страну. Ешьте, мол, да только не обижайтесь больше: мы все не хотели и дико сожалеем. При этом проблемы палестинцев нас не интересуют, а если Израиль попросит, то Европа сделает все, что бы истребить палестинцев и дать возможность Израилю вздохнуть широкой грудью. Фалаччи ответила тем, что это не чувство вины, а высокое понимание того, что еврейский народ страдал, и теперь заслужил пожить тихо и мирно.

Но почему именно в Палестине? Потому что когда-то недолго, века три там жили евреи, а значит это их земля, и кроме того, в Европе слишком мало места. Наша толерантность позволяет нам терпеть и превозносить евреев, но мы закрываем глаза на страдания палестинцев. Палестинцы – террористы, и с этим нужно бороться, как и с другими врагами терпимости, которые не хотят мириться с чужаками, пришедшими на их землю. Евреи как будто и хотят конфликта. А что, зачем быть толерантными, нацисты ведь небыли толерантными, когда жгли их предков в печах?

Терпимость не совсем плохая штука. Если она не выходит за пределы твоей собственной кухни. Терпи своего мужа, когда он чавкает или приходит домой пьяным, терпи орущих детей и назойливых соседей, наконец, можешь терпеть и бардак в стране, но не терпи другие народы и религии. Их нужно уважать, как минимум. И, пожалуй, не расставлять по степени важности или выгоды для себя. А то так не очень толерантно получается: евреи они молодцы, они так от нас настрадались, а какой-то африканский народ пусть себе умирает от голода, он ведь ничего не знает о настоящих страданиях. Так что я выбираю здравый ум и уважение, а не завуалированную благосклонность.

Александра Сыса

 


4 комментариев к Почему здравый ум в гости к людям больше не ходит

Залишити коментар до Хабиб Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑