мир

Січень, 2012

7

Палка, палка, огуречик

Современное искусство, с моей скромной точки зрения, сурово и беспощадно. Кажется, что несоответствие формы и концепции никогда не достигало таких масштабов. Всякие французские и итальянские чудаки, лепившие скульптуры из какашек, или «андалузские псы», эти творцы концептуального искусства не могли себе даже представить, во что им это обойдется. Сейчас о картине или масштабной инсталляции можно сложить хоть какое-то мнение, только прочитав надпись возле оной. Любые ваши ассоциации не подойдут. Вот лежит бревно в белой комнате, и что бы вы могли подумать? Да это же тайный нарратив в случайно найденном объекте, который со временем и своим взаимодействием с реципиентами становится репрезентацией социального поведения и социальных структур.

Конечно же, главным законодателем моды в современном украинском и, можно даже преувеличить, мировом искусстве остается Пинчук Арт Центр. Премия Пинчука стала желанной. Кроме того, это шанс вырваться на мировой рынок современного искусства и продавать свои палки-огуречеки за вполне приличные суммы. Совсем недавно центр презентовал 20 лучших творцов искусства Украины, которые претендуют на 100 тысяч гривен, а потом смогут принять участие и в борьбе за более достойную премию – Future Generation Art Prize 2012 (а это уже 100 тысяч зеленых). К слову, участие может взять и любой другой человек (или группа людей), чувствующий себя современным и концептуальным. Заявки начали принимать с 16 января (спешите до 15 апреля 2012 года по адресу www.futuregenerationartprize.org).

Так кто же эти 20 замечательных номинантов? – спросите вы. Не волнуйтесь, среди них, к счастью, нет Ильи Чичкана, популярного любителя бабуинов с красными задницами, которые неплохо продаются на Sotheby’s. Но есть множество других, не хуже. Вот, например, Владимир Кузнецов: комната с кучей палок, нарубанных в виде рогаток, кусочек брусчатки с фотографиями его (кусочка) путешествий по новой европейской плитке. Читаю: «Мистецька практика Кузнєцова тісно пов’язана з українською історією. У своїх роботах він використовує вишиванку, яка відсилає до традиційної культури та стилю одягу, що виражає національну ідентичність. Кузнєцов розмірковує над зміною національної ідентичності у країні, де почуття та окреслення нації знаходяться у постійному розвитку». Что ж, прекрасно, ведь любимая всеми Приймаченко тоже имела такой концепт. Но у нее, ко всеобщей радости, получалось получше.

Еще одна страница этого каталога гениальностей – совсем молоденькая (1991 год рождения) Алина Клейтман. Алина обливается и обкидывается макаронами, фотографирует себя сама в таком состоянии (наверняка на качественную фотоапаратуру), и называет все это «исследованием женской сексуальности». А еще нам говорят, что своими автопортретами Алина рассказывает нам о менструации и саморазрушении. Вполне возможно, ведь макароны-то разбросаны хаотично, и с очень большой натяжкой их можно назвать именно такими словами. Но если предположить, что это мы ничего не понимаем в искусстве, то таких претендентов на 100 тысяч гривен в социальных сетях наберется уйма. И куда там Фриде Кало, ведь что она могла знать о роли женщины в обществе и тем более о саморазрушении?

Упомянуть можно еще несколько человек: Николай Ридный со своими сумками на белых пьедесталах. Да, если пустить в ход фантазию, можно попытаться назвать эти сумки критической оценкой автором социально-политических структур постсоветского пространства. Или Олеся Хоменко с бегущим кое-как нарисованным солдатом, под ногами которого пули пускают дым. «Вона трансформує звичайного солдата в монументальну безлику фігуру» (да, вона – працює). Увы, это уже совсем не ново: в городах Украины с таким концептом стоит бесчисленное множество памятников. Чего только стОит Алеша с вечным огнем в ногах. Куда уж монументальней? Разве только в Бресте.

Список этих замечательных людей не может обойтись без двух особенных имен будущего украинского искусства, как говорят. Это, конечно же, Жанна Кадырова (со своими разноцветными мозаичными алмазиками) и Никита Кадан. Но если к Кадыровой не придерешься (в ее кирпичных яблоках и всех этих геометрических фигурах можно найти вкусное), то Кадана описывают так: «створює монументальну скульптуру, що фокусується на втраті історичного коріння та новому політичному іконоборстві, коли старі радянські пам’ятники стали об’єктами знищення». Я читаю, понимаю, но не вижу. Тарелки с хипстерскими принтами, абстракции, которые не имеют даже элементарной композиции (хотя может так и задумано), картины со странными облаками. Соседка-художница говорит: «О, Кадан, он такой милый и хороший, кучерявенький. Но зачем он не умеет рисовать?». К слову о красивеньких и номинациях. Прошлогоднюю премию получила бразильяночка, тоже очень хорошенькая. Ее полотна с висящими кусками ткани и масштабные ландшафтные инсталляции в красных и черных тонах получили все эти 100 тысяч зеленых. Говорят, в этом году выиграет Кадан. Так вот вопрос, может премию дают только хорошеньким?

Приглашаю вас найти и самостоятельно посмотреть остальных финалистов. Порадуйтесь за современный концепт искусства. Лично я, сидя на кухне и разглядывая эту высокополиграфичную брошюрку гениальных художников Украины подумала, а почему бы мне тоже не получить свои 100 тысяч? Например, инсталляцию грязной кухни, на стене в которой висит гигантский портрет голой женщины и надпись: «Я излучаю запах секса». И звук такой характерный: «пи-пи-пи-пи». А на полу можно еще разлить сладкого и липкого вишневого компота, чтобы зрители быстро не расходились, а потом еще и долго помнили о замечательной инсталляции. Или вот сижу я, художник, за столом в белой комнате, и поедаю множество еды: мясо, равиоли, фалафель. А сзади меня на стену транслируются кадры голодных детей Африки. Вполне концептуально и может быть даже новаторски. Ведь палки разбрасывать по комнатам уже не будет так популярно в новом сезоне.

Мими


7 комментариев к Палка, палка, огуречик

Залишити коментар до Богдан П. Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑