музыка

Травень, 2013

5

Океан Эльзы: По пути к “Земле”

Группы, которые существуют дольше 10 лет и имеют за плечами порядочный список побед, – категория особая. Если прежние их альбомы хороши, то можно простить и долгое молчание, и отсутствие гастрольной деятельности, и любые эксперименты. Что угодно, только не разочарование в новом альбоме. Пусть его вообще не случится – старых песен достаточно – только не симуляция.

Предыдущий альбом Океана Эльзы вышел в 2010 году. Казалось бы, не такой уж большой перерыв. Ощущения же совсем другие: Gloria (2005), Міра (2007) и Dolche vita (2010) смешались в какой-то один трек среднего качества. Если бы не проекты «Вночі» и «Брюссель», то могло бы сложиться впечатление, что от Вакарчука больше ничего не стоит ждать.

Несмотря на прогноз и заранее объявленный масштабный тур, альбом «Земля» вышел как-то неожиданно. Поскольку два трека из этой пластинки уже крутились повсюду, слушать новое было не страшно: тот же голос, стиль, атмосфера. Оставалось выяснить, что же внутри. К счастью, там оказалось много интересного.

Хорошо, что на обложке все-таки семена, а не сам грунт – вряд ли это добавило бы слушателям оптимизма. Двенадцать видов семян украинского происхождения соответствуют количеству треков – в самый раз для полноценного альбома. Первый из них дал название всей пластинке: «З нею, тільки з нею я живий» – строки, посвященные именно земле. Очень подходящая тема для альбома, который выходит в Украине. Во-первых, Вакарчуку очень идут этно-мотивы, и делает он все это от чистого сердца, судя по исполнению. Во-вторых, в композиции нет лишнего пафоса. Проигрыш, в котором, кстати говоря, участвует новый сербский гитарист Владимир Опсеница, приближает «З нею» к гимну.

Ко второму треку «Земля» набирает обороты и гремит «так, щоби впала стіна». В этом еще успел поучаствовать Петр Чернявский, благодаря чему мы получили хорошее гитарное соло – будто прощальное. «Стіну» обязательно нужно брать на стадионы.

«Бодегіта» – странное явление для такого альбома и для «Океана» вообще. Сезонная песня. Начинается обманчиво, затем кокетничает, и уже «плани стали явними, а рухи мої – плавними». Остается надеяться, что именно после двух мохито она и написана. Впрочем, веселит, а не раздражает – хороший результат для такой предсказуемости.

«Незалежність» звучит как музыкальная пауза – с клавишами и бэк-вокалом можно отдохнуть от «Бодегіти». Хотя «маленької незалежності» и не стало, беззаботный свист говорит о том, что никто и не жалеет: композиция светлая и спокойная.

«Rendez-vous» – претендент на популярность. И уж если бы «Стріляй» не выпустили вперед, то хитом стала именно эта история. Один из лучших текстов в этом альбоме. Его можно даже читать, а это если и не признак поэзии, то просто хороший знак и весьма приятный сюрприз. Все-таки лирика – это Вакарчук:

Все було, ніби плани у кіно –

Ми знали і не знали, чим закінчиться воно.

Я не відвів очей, ти хайку поглядом мені складала.

А далі ми залишились одні.

Ти там віддала більше ніж могла мені,

А потім, уві сні, ти в ванні з молоком мене купала.

По сравнению с этим, «Стріляй» – просто набор слов, расчитанный на узнаваемость и запоминаемость. Удачный, стоит заметить, расчет – трек весьма популярен, сейчас его можно считать визитной карточкой альбома. Но все же:

Слова, слова,

Немов вуаль.

Там, де тонка діагональ,

Звучить кришталь.

І от дуель, і от фінал

Там, де навколо Колізей,

Звучить метал.

Тем не менее, в песне-кричалке – трагедия, она и трогает: вопль «Прощай, мій ангелок! Давай, тисни гачок!» еще долго будет доноситься со всех сторон.

«Обійми» – тоже известный публике трек, и его лучше бы отложить на потом. Ненавязчивый гитарный перебор, вокальные изыски Вакарчука, без которых «Океан» не был бы «Океаном».

«Караван» – чистый саундтрек к приключенческому фильму. Хочется подпевать и топать ногами. Некоторые моменты похожи на ступеньки, другие – на вихрь, который подхватывает и несет.

«Джульєтта» – трек удивительный. Не только потому, что представляет собой обращение. Если захотеть, с ним можно заглянуть на несколько сотен лет назад и в сравнении познать трагедию настоящего:

Джульєтта, якби ти тільки знала,

Як невимовно мало залишилось у нас

поетів, – ти б, мабуть, не мовчала.

Якби ти тільки знала, який навколо час.

«На небі» – прекрасная иллюстрация к тому, что все гениальное – просто. Нет ничего проще этого сюжета и сравнений « ..мов на земному небі, відколи тебе знайшов». Музыка, точно облако, обволакивает эти слова, не касается их, но защищает, хранит – и полет действительно чувствуется. Фирменная «океанская» нежность.

«Пори року» – крепкая, будто целенаправленная, обрамленная тоненькой ниточкой клавиш. Композиция-напутствие. После нее хочется отправиться в дальний путь. Если не успеешь рассмеяться от того, что Вакарчуку «сумно між думками». Вовсе не обязательно сравнивать с Queen.

И все-таки альбом увенчали чистой лирикой – «Коли навколо ні душі». Напоминает «Не питай», которая завершает «Глорію».

«Земля» – альбом, в котором есть все, что нужно. И то, чего обычно ждут от хорошей пластинки, и то, чего ждут конкретно от «Океана Эльзы»: разные настроения, хиты, энергия, новизна. Конечно, в нем найдут много противоречий, и это скорее потому, что альбом – восьмой по счету. Будь он первым, все пришли бы в восторг, почти как от «Там, де нас нема». Хорошо, что изменения в составе не помешали закончить работу, и чудесно, что Вакарчук видит все эти горизонты и может себе позволить вынести их на суд публики.

Куліш

 


5 комментариев к Океан Эльзы: По пути к “Земле”

Залишити коментар до T Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑