литература

Грудень, 2011

3

Нутро наружу

«Счастливая любовь важнее социалистической революции»

А.Б.Мариенгоф, «Циники»

Анатолий Мариенгоф известен больше как друг Есенина, чем как писатель. В лучшем случае знают его «Роман без вранья», мнения о котором довольно противоречивы. И хотя в 1920-х годах он обрел популярность, сейчас об этом и речи нет: после публикации романа «Циники» Мариенгоф попал в немилость к совесткой власти и из списка достойных писателей был вычеркнут, как и из памяти читателей. Но напрасно: во-первых, у Мариенгофа отличный стиль, его ни с кем не спутать, во-вторых, он автор лучшего романа о послереволюционном периоде, 1918-1924 годах, и о любви. Анатолий Мариенгоф стоял у истоков создания имажинизма в России, поэтому главной его задачей было создание образа: его стихотворения и романы полны самых невообразимых метафор.

Роман «Циники» был написан в 1928 году, а доступен стал лишь через 60 лет, в 1988-м. И сейчас бросается в глаза то, насколько это произведение отличается от романов того периода – не зря Иосиф Бродский назвал его одним из самых новаторских в двадцатом веке. По структуре роман на первый взгляд кажется вполне обыкновенным: 4 части, озаглавленные годами, поделены на небольшие пронумерованные разделы. Их несоразмерность делает текст похожим на сценарий. Характеристики эпохи поданы коротко и конкретно, чаще всего в виде новостной строки: один факт – одно предложение. Отрывки же о главных героях – рассказчике Владимире и его возлюбленной Ольге – гораздо более распространенные, с диалогами, но без авторских комментариев, что дает возможность самому оценить персонажей. Язык Мариенгофа четкий, образный, резкий. Кажется, автор спешит и дает лишь поверхностные описания, но именно благодаря этому роман становится настолько эффектным: будто в такое время нельзя останавливаться, нужно бежать вперед, иначе рискуешь сойти с ума.

А любовь существует вне зависимости от исторических условий. И уж лучше сойти с ума от любви, чем от желания послужить родине в ее нелепых авантюрах. Владимир провожает свою жену Ольгу на свидания к ее любовнику, ходит в рестораны с человеком, который заплатил за ночь с Ольгой 15 тысяч, страдает от всего этого, но ничего не пытается изменить: «Сегодня ночью я плакал от любви». И это в то время, когда по всей стране люди начинают умирать от голода, процветает каннибализм. Безнравственность это или сила духа – решать читателю.

Они называют вещи своими именами, чем многих отпугивают. Владимир пытается покончить жизнь самоубийством, но обилие мусора под окном, из которого собирался прыгнуть, разубеждает его. А Ольга неумело, но таки эффективно стреляется. И жалеет, что больше не почувствует вкуса конфет «Пьяная вишня» – ради этого можно было бы и остаться в живых.

Это роман порой хочется причислить к поэзии, настолько весома, уместна и афористична каждая его фраза. Конечно, мнения о нем могут быть диаметрально противоположными, но это только доказывает исключительную ценность «Циников». Пусть революция и влияет на жизнь, но вовсе не отменяет и не заменяет ее. Хотя кое-что общее между любовью и революцией все же есть: от них невозможно убежать.

Не удивительно, что это роман был назван контрреволюционным и не печатался:

— Эсеры, Муравьев, немцы, война, революция — все это чепуха…

Сергей таращит пушистые ресницы:

— А что же не чепуха?

— Моя любовь.

Важнее всего то, что «Циники» не затерялись, и теперь доступны всем, кто не против насладиться высокопробной классической прозой без купюр и вранья.

Юлия Кулиш


3 комментариев к Нутро наружу

Залишити коментар до Галина Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑