литература

Травень, 2014

0

Французская линия: писать нельзя пиариться. «Стрекоза ее детства» Мартена Пажа

О молодом французском писателе Мартене Паже не особенно хочется что-то знать, а вот какая стрекоза дала название его произведению – очень любопытно. И хотя в современной литературе названия часто берут просто из ниоткуда, стрекоза ее детства – действительно ключевая деталь романа.

Правда, сюжет и простые, но интересные персонажи увлекают и без того. Фио Регаль – обыкновенная рыжеволосая девчонка без особых средств к существованию. Она учится на юридическом факультете, снимает в Париже комнату и, чтобы все это оплатить, выдумывает аферу. Прогуливаясь в элитных районах города, наблюдает за людьми и записывает адреса тех, кто может что-то скрывать. Им она присылает письма с требованием «налога на ложь» – небольшой суммы денег за молчание. Некоторые письма срабатывают. Поджидая тех, кто принесет конверт с деньгами в условленное место, Фио, чтобы не привлекать внимания, садится за мольберт. На картинах она запечатлевает своих жертв. Но однажды ее разоблачают – и с этого момента начинается ее карьера художника. И не возникает никаких сомнений в правдоподобности этой истории.

Сама художница не верит в свой талант и не знает, как вести себя в кругах искусствоведов. Но всю эту атмосферу Мартен Паж передает легко и убедительно, так, что Фио не кажется ни звездой, ни снобом. Более ярким по характеру даже оказывается второстепенный персонаж – Зора, у которой художница снимет квартиру. В прошлом Зора была фотомоделью, теперь же она – профессиональный ненавистник. В своем доме она скупила все квартиры, потому что соседи раздражают ее. Она ненавидит религиозных и атеистов, телеведущих и журналистов, расстреливает стены и бытовую технику, устраивает акции ненависти. Тем не менее, с Фио они становятся лучшими подругами. Их Токсичные вечеринки, пожалуй, эффектнее всех тех приемов, на которые Фио попадает через время. И если судьба Зоры хотя и удивляет, но кажется вполне естественной, то с главным героем Мартен Паж мог бы поступить иначе: он выбирает самый простой выход. Впрочем, это не портит впечатления о романе.

«Стрекоза ее детства» – отличный пример французской современной прозы. Полезно, весело, вкусно, легко, своеобразно, но без претензии на тот «французский шарм», который может изувечить литературу. К тому же, хороший вариант для экранизации.

Куліш


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑