кино

Січень, 2012

0

Девушки Стига Ларссона

«Весь мир превратился в поминки», – говорила главная героиня романа «Побежденные» Ирины Головкиной. И сегодня, в расцвет начала XXI века, хочется сказать, что весь мир превратился в «Сумерки». История успеха шведского писателя Стига Ларссона радует парадоксами, как творческими, так и биографическими. Поэтому чтобы разобраться, откуда растут ноги у баксов, нам придется начать с проблем авторской семантики.

Стиг Ларссон, по словам Интернета, был шведским «левым». Темы, которые Стиг поднимает в своей трилогии «Миллениум», вполне социал-демократичны – это фашизм, гендерное неравенство, насилие в семье, торговля людьми, проблемы миграции и даже распад СССР.

Выполняя традиционную для каждого политического течения миссионерскую функцию, Стиг пишет книгу, в которой пытается все эти проблемы донести до массового читателя. По причине того, что автор ныне находится в лучшем мире, истинную его мотивацию понять сложно. Поэтому как «левый» швед создал столь успешный массовый продукт, боюсь, останется для нас загадкой.

Микаэль Блумквист – известный журналист, который в начале повествования терпит крупное поражение. Его судят за клевету на известного шведского бизнесмена. В этот момент к журналисту обращается некий престарелый мистер Вангер, который просит первого помочь в расследовании одной семейной тайны, связанной с загадочным исчезновением его родственницы Харриет. В процессе расследования оказывается, что история Харриет как-то связана с серией чудовищных убийств, поэтому к делу привлекают, собственно, девушку с татуировкой дракона – Лисбет Саландер.

Лисбет работает в крупной охранной организации. Она в совершенстве владеет мастерством перевоплощения, умеет следить за людьми и собирать информацию путем нехитрых хакерских фокусов. Девушка кажется немного аутичной, однако ее отдаленность от общества связана с рядом психологических травм, полученных в детстве.

Серия романов и, соответственно, все экранизации очень четко показывают нам сразу несколько историй об угнетенных женщинах. При этом, будучи показанными в рамках преступлений, т.е. крайностей, они все равно приводят нас к мысли об уже сложившейся культуре подавления свободной личности. Грубо говоря, сцена изнасилования главной героини – это уверенная метафора социальных процессов. И истории женщин из рода Вангеров – это истории комплексов виктимности и рождения способов борьбы с ними. В шведской культуре, на мой взгляд, в данный момент это слишком гиперболизировано, и превращается в пропаганду, что мы и наблюдаем в шведских постановках. Да и сам автор прямо говорит о своих намерениях – в оригинале название книги звучит как «Мужчины, которые ненавидят женщин».

В трилогию «Миллениум» входят три романа – «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». На все три книги приходится по одной шведской экранизации. Они последовательно развивают тему угнетения и скрытого фашизма, которую поднял Стиг. С точки зрения кинематографа, ленты не имеют особенной ценности. Во-первых, они еще больше углубляются в детективную линию, а во-вторых, пытаются подражать голливудским традициям в кинематографическом смысле. Кроме того, вторая и третья часть рассказывают нам о корнях Лисбет Саландер. На самом деле она – дочка бывшего агента СССР Александра Салашенко, который по уши завяз в торговле людьми и наркотиками. Здесь human trafficking настолько глупо перетекает в «клюкву», что воспринимать серьезно историю Ларссона дальше нельзя никак.

За голливудскую экранизацию первого романа цикла взялся Дэвид Финчер, режиссер ряда успешных фильмов и даже пары культовых лент, среди которых «Бойцовский клуб» и «Семь». Финчер всегда отличался умением подхватывать трендовые темы и превращать их в успешные проекты, последнее время, правда, немного в ущерб искусству, но когда и кого это волновало?

Голливудская версия – это отличный мейнстримовый детектив, который можно посмотреть и благополучно забыть. Америка вырезала все спорные политические и социальные метафоры, оставив нам только преступление и наказание в чистом виде. Очень удивляет тот факт, что для жителей штатов в порядке вещей показать сцену жестокого изнасилования на десять минут, но не дай бог засветить сцену нормального человеческого секса.

В плане работы с пленкой с Финчером, конечно, тоска и печаль. Крейг подходит на роль Блумквиста только угловатым лицом и щетиной, в остальном гламурный подражатель Хамфри Богарта производит впечатление человека, который оказался не на своем месте и отчаянно ищет выход из этой ловушки. Белобровая Руни Мара – это девочка из комикса, которую хочется обнять, умыть и одеть. Актриса явно не совсем созрела для роли столь сложной и радикально настроенной девушки.

Финчер продолжает свое сотрудничество с Трентом Резнором, который написал саундтрек к фильму и в этот раз. Музыка хорошо ложится под настроение фильма, очень приятна и узнаваема.

Ни одна часть истории о девушках Стига Ларссона не является чем-то сверхъестественным, и, конечно, не стоит того шума, который поднимают вокруг этого продукта. Это касается как экранизаций, так и оригинальной истории. С одной стороны простенькая форма детектива не способствует адекватному выражению минимальной идеи, с другой стороны – избыток пропаганды тем для грантов Евросоюза нивелирует какое-либо художественное значение.

Black Dog

 


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑