Січень, 2012
3Детство хозяина
Взросление – это всегда сложно, это всегда череда убийств себя прежнего в угоду меняющимся со временем требованиям окружающего социума. Новелла Жана-Поля Сартра “Детство хозяина” написана от третьего лица, постоянно рассказывающего нам о внутренних размышлениях главного героя Люсьена. Он – сын хозяина небольшой фабрики, и сам должен в будущем стать хозяином. Для этого ему нужно не только пройти все уровни образовательной системы, но и воспитать в себе определенный дух, отношение к жизни.
Первая часть произведения представлена в духе фрейдистских описаний возникновения детских комплексов. Это и не удивительно, поскольку Сартр увлекался психоанализом. Такая подводка дает возможность в некоторой мере предугадать будущие проблемы растущего Люсьена, и является фундаментом его личностного становления.
Сложный и непонятный мир маленького ребенка наполнен сонмом предположений и догадок о себе, о поведении родителей и взрослых. Все представляется в виде загадок, на которые главный герой находит часто нелепые ответы в силу своих естественных ограниченных интеллектуальных возможностей.
С наступлением полового созревания старые выводы уходят в подсознание, откуда случайно увлекшийся психоанализом Люсьен старается их вытянуть, прояснить для себя свои детские комплексы, увидеть скрытую и темную, но настоящую личность. По мере своего самопознания, молодой человек ощущает себя все более подавленным, более обреченным. Когда же случается его первый гомосексуальный опыт, рой вопросов, страхов и непонимания критически разрастается, вызывая своеобразный антикатарсис – утонченного прежде юношу начинает увлекать обыденная бюргерская жизнь, а немножко неотесанные друзья детства вызывают покой и умиротворение.
Дальнейшее развитие спасающей от самокопаний компенсации приводит Люсьена к фашистскому мировоззрению, к антисемитизму без причины, к полному отрицанию себя прошлого. Окрыляющая самоуверенность в выбранном пути разбивается об обычное отражение его лица в витрине – он не вырос, он сдался.
Новелла “Детство хозяина” полностью раскрывает читателю философскую концепцию Сартра. Он считал, что личность человека – это его собственный “проект”, формирующийся под влиянием окружающей действительности, но по принципу свободы выбора. Люсьену такая свобода подарила тревоги, которые он не смог пересилить, а поэтому сделал свой последний выбор – жить по шаблону, зато спокойно.
Анатолий Спесивый
3 комментариев к Детство хозяина