литература

Березень, 2012

5

Чем пишут женщины

Обилие работ на тему роли женщины в чем-либо серьезном – науке, бизнесе, экономике, политике – наталкивает на мысль об их неполноценности. Будто бы любые действия, выходящие за рамки кухни, являются отклонением от нормы. Все это, конечно, звучит весьма неприятно, но еще неприятней находить доказательства того, что иногда основания для таких выводов есть. С другой стороны, недоразвитые мужчины – тоже далеко не редкость.

Примерно так же обстоит дело и в литературе. Сходу вспоминаешь немногих женщин, прославившихся достижениями этой области. На первый взгляд кажется, что только сентиментальные и любовные романы под силу женщинам. Сестры Бронте, писавшие в середине ХIХ века, тогда произвели настоящую сенсацию, а сейчас считаются классикой мировой литературы. Но «Джейн Эйр», «Грозовой перевал», «Агнес Грей» – сплошная трагическая любовь, которой в основном женщины и восхищаются. Джейн Остен хотя и ближе к реализму, но у Англии рубежа XVII-XIX веков вкус все равно специфический. Несмотря ни на что, ее «романы нравов» вычеркнуть из списка значимых произведений никак нельзя. Так же, как невозможно отказаться и от Маргарет Митчелл – автора романа «Унесенные ветром», получившего Пулитцеровскую премию. Этот роман крепко захватил души читателей, и по сей день остается бестселлером, хотя Митчелл больше ничего так и не написала. Не в пример Колин Маккалоу, которая создала около двух десятков разнообразных произведений, в том числе исторических романов, а прославилась одним-единственным – «Поющими в терновнике». Экранизации всех вышеперечисленных романов не менее популярны, чем сами тексты.

Удивительно или очевидно, но часто автором хорошего текста по умолчанию считается мужчина. Так, для многих читателей мужчинами остаются Туве Янссон, Урсула Ле Гуин, Андре Нортон, Астрид Линдгрен, Фред Варгас и многие другие. Иногда в их число попадает и Сельма Лагерлеф – лауреат Нобелевской премии. В то же время, нередко женщинам приходилось пользоваться мужскими псевдонимами, чтобы получить хотя бы шанс на успех. Так поступила Жорж Санд – это принесло ей мировую славу. Даже Зинаида Гиппиус бывала Антоном Крайним, поскольку женщинам иметь такой характер и категоричность, как у нее, не подобало.

И все же, если человек талантлив, его пол отходит на второй план. Ведь никто не считает детективы Агаты Кристи женскими. Это признанный шедевр литературы, создать который под силу не каждому, будь автор хоть мужчиной, хоть женщиной.

Пожалуй, прелесть женщины-писателя в том, что она может быть кем угодно, мужчина же – либо мужчиной, либо бабой, хуже чего не придумаешь. Беда только в том, что абстрагироваться, сконцентрироваться и контролировать свои эмоции могут далеко не все женщины.

Успеха в литературе достигла и Айрис Мердок. Ее «Черный принц» заслужил Букеровскую премию, да и остальные произведения востребованы. Даже Сандра Браун, автор романов о любви, – признанный всевозможными ассоциациями и отмеченный множеством премий мастер своего дела. Женщина может быть и Гертрудой Стайн – лидером с лучшими мужскими качествами, и Вирджинией Вульф – болезненным цветком голубых кровей, склонным к суициду.

Как ни странно, количество известных и признанных женщин-писателей заметно увеличилось в последнее время. С 2004 года 3 Нобелевских премии по литературе достались именно дамам: 2004 – Эльфриде Елинек, 2007 – Дорис Лессинг, 2009 – Герте Мюллер. Они немолоды, и писать начали уж явно не накануне присуждения премии.

А вот, к примеру, Джоан Роулинг не потребовалось никаких наград, чтобы получить практически беспрецедентную популярность. Так же быстро достигла миллионного тиража автор вампирской саги Стефании Майер. Так что проблем с прозой у женщин не так уж много. А уж в современной русской и украинской литературе сейчас царит матриархат: Дина Рубина, Галина Щербакова, Людмила Улицкая, Татьяна Устинова, Татьяна Толстая, Александра Маринина, Екатерина Вильмонт, Полина Дашкова, Татьяна Полякова, Татьяна Веденская; Оксана Забужко, Мария Матиос, Люко Дашвар, Ирэн Роздобудько, Лада Лузина, Ирэна Карпа, Галина Вдовиченко, Лариса Денисенко, Галина Пагутяк – всех не счесть. Важно, что среди них не только авторы массовой литературы, а и настоящие писатели.

В зарубежной литературе тоже много новых женских имен. Анна Гавальда считается продолжением Франсуазы Саган. Мюриэль Барбери создает нечто вполне новое, наполненное вкусами, запахами и звуками. Амели Нотомб объединяет разные страны и культуры, говорит о природе человека в целом. Но некоторые женские имена забываются, точнее, остаются без внимания, благодаря безграничной популярности экранизаций их романов. Все видели фильм «Шоколад» с Жюльет Бинош, Джонни Деппом и другими, но едва ли все помнят, что снят он по книге Джоанн Харрис. Так же обстоит дело и с «Девушкой с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье: Колин Ферт и Скарлетт Йоханссон поспособствовали тому, что фильм получился популярнее романа. За громким именем Альфреда Хичкока и его «Птицами» практически не видна Дафна Дюморье – автор рассказа, по которому снят фильм.

А вот то, что женских имен много в детской литературе, кажется закономерным. Хотя, казалось бы, необходимая для детской литературы простота женщинам дается нелегко. Тем не менее, уже многим поколениям знакомы Юнна Мориц, Астрид Линдгрен, Агния Барто. «Домовенок Кузька» Татьяны Александровой, «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой – неповторимая и незаменимая проза, ставшая основой для мультфильмов и детского кино.

Классикой детской (подростковой) литературы является и американская писательница Элеанор Портер: ее «Полианну», дважды экранизированную, читают и сейчас. Да и детских детективов Энид Блайтон до сих пор, пожалуй, не превзошли. Из современных авторов стоит обратить внимание на Женевьеву Юрье – дети обожают ее истории про семейку кроликов. Всем известен и мультфильм «Как приручить дракона», снятый по произведению Крессиды Коуэлл.

В общем-то, нет повода расстраиваться и сетовать. Женщин хватает везде, в том числе и в литературе. Но самое важное – качество текста: если роман хорош, то совершенно неважно, кто его написал. Чудесно, что сейчас в литературе не существует ограничений по половому признаку – ведь эти признаки в процессе написания текста участвуют минимально. В конце концов, литература – дело добровольное.

Юлия Кулиш


5 комментариев к Чем пишут женщины

Залишити коментар до avi Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑