кино

Лютий, 2012

1

4 ½ фильма по книгам Эллиса

Современный человек смотрит невероятное количество фильмов. Из них примерно 80% припадает на шлак, 10% на что-то среднее, 5% на что-то действительно стоящее и 5% на то, что может понять только культурный извращенец, вроде того, который соглашается с каждый словом, читая этот сайт. Так вот в число последних процентов обязательно должен войти один из фильмов по книгам Брета Истона Эллиса.

Нельзя сказать, что Эллис столь исполнен духа контркультуры. Он все та же сучка «Дегуманизации искусства» Хосе Ортега-и-Гассета. Он противостоит этому, сражаясь с массовой культурой, он наслаждается этим, уничтожая кокаиновые дорожки. Однако все четыре с половиной фильма по Эллису достойны каждого миллиметра пленки, которая была на них потрачена.

«Ниже нуля»

«Ниже нуля» – это первый фильм по первой книге писателя. Он рожал ее в отчаянной попытке оставить след после себя на этой планете, потому что в 21 год ему показалось, что с обретением лицензии на распитие спиртных напитков жизнь может закончиться. Нельзя сказать, что он был не прав – уж слишком искренним кажется оригинальное произведение. Однако фильм, который снял малоизвестный нашему зрителю британец Марек Каневска, стал скорее поклоном политкорректности, чем издевательству над идеалами заката 80-х. Фильм рассказывает нам историю жизни группы молодых богатых людей, которые правильно решили, что нет жизни после средней школы. Тот, кто не может справиться с ответственностью, находит способ стать начальником. Тот, кто не может справиться с самим собой, начинает торговать душой и телом. Последний деструктивный виток раскрывается на примере проститутки Джулиана, который стал таковым после конфликта с папой, неудачного бизнеса и долгов за героин. Однако Эллис выводов не делает, а режиссер по неизвестной нам причине говорит, что есть хорошо, а что плохо, и как не надо делать.

«Американский психопат»

…был снят в 2000 году Мэри Хэррон, прославившейся до этого интересной постановкой по мотивам жизни и смерти известной радикальной феминистки Валери Соланас. История «психопата» заключается собственно в том, что ее нет, и что все убийства людей – это только попытка автора высмеять буржуазное общество, и в то же время это попытка общества высмеять себя. Несмотря на приятную и очевидно жутковатую искренность автора, книга по праву считается одной из лучших его работ. Почему у Мэри Хэррон получилось сделать из авторского материала только жалкий кровавый обрубок – вопрос очень глобальный. Во-первых, сама история рождения книги отнюдь не усыпана розовыми лепестками, что не могло не насторожить продюсеров, а, во-вторых, возможно, Мэри просто не потянула. В конце концов, после этого она кроме христианских фильмов для расово правильного телевидения ничего не снимала. В главной роли выступил будущая звезда фильмов Нолана – Кристиан Бейл. Говорить или умолчать о таланте Бейла здесь довольно сложно, ибо выбор роли свидетельствует о наличии минимально хорошего вкуса и извилин – столь скандальная роль не могла не обеспечить молодому актеру нужную долю внимания со стороны магнатов и прессы. Но на протяжении всего фильма он либо треплется о шмотках, либо бегает с окровавленным топором в руках, при этом иногда кажется, что в первом случае блеска в его глазах гораздо больше.

«Правила секса»

Эта перепевка одноименной книги Эллиса была снята Роджером Эвери в 2002 году. Эвери до этого был известен как сценарист Тарантино, после этого – как убийца людей. Так или иначе писатель называет работу Роджера лучшей.

Позвольте напомнить. Книга и фильм, ставшие жертвами отечественного перевода, – «Правила привлекательности» легким движением руки превратились в «Правила секса», рассказывают нам немного разные в плане фабулы, но одинаковые по сути истории о гламурной духовно богатой молодежи в Кэмдене. Кэмден – этот такой гуманитарный колледж, – последнее пристанище богатых и нищих духом. На фоне бесконечных вечеринок, бесполезного расходования тестостерона и менее известных женских гормонов, на фоне наркотиков, приходов и разочарований в двух первых полугодиях самостоятельной жизни, нам рассказывают сразу три истории о несчастной любви. При этом если Эллис спрятал свои юношеские эмоции в тоннах нецензурной лексики и алкоголе, то Эвери не постеснялся – а с чего бы ему? Еще неизвестно, кто заставил Майкла Мэдсена резать уши*. В «Правилах секса» винтовая лестница к сердцу ада в итоге уютно сворачивается в клубочек – все три страдальца бредут в разные стороны в романтическую снежную погоду. Но пламя ненависти к человечеству, которое их и объединило изначально, все-таки заставляет каждого зрителя возлюбить эту ленту. В конце концов, юношеский максимализм был воспет только благодаря кратковременным вспышкам человечности, несмотря на то, что оная всегда оказывалась пародией на саму себя.

«Глиттерати»

Это промежуточное и самостоятельное киноповествование (2004), которое объединяет сразу два романа Эллиса – «Правила секса» и «Гламораму». Сценарий был написан Эвери и Эллисом, было отснято довольно много материала на тему Виктора в старушке Европе, однако по этическим причинам проект был закрыт. Ходят слухи, что есть счастливчики, которые видели смонтированный фильм, но официальное сообщение для масс звучит как «нет и никогда».

«Информаторы»

На сегодняшний день последняя постановка по одному из последних произведений Эллиса. Фильм был снят в 2008 году Грегором Джорданом. Как и первоисточник, фильм представляет собой сборник взаимосвязанных между собой новелл о жизни гламурных одиноких засранцев в Лос-Анджелесе. В книге в список действующих лиц попадают даже вампиры, что ни на секунду не является случайным выбросом фантазии писателя. Образ жизни в Калифорнии – это образ жизни вампира, гламурного паразита, вознесшегося над толпой только благодаря приобретенному цинизму. Недаром же голливудские актеры со временем становятся только привлекательнее. Фильм обращает на себя внимание качественной съемкой, которая в полной мере отражает блеск и нищету 80-х в «городе ангелов», и звездным подбором актеров. В списке – и Микки Рурк, и Вайнона Райдер, и Ким Бэссинджер, и Крис Айзек. Фильм кажется несколько искусственным – не хватает какого-то клейкого вещества, которое бы соединяло все истории в одно целое. С другой стороны, именно в фильме удалось передать эту хрупкую атмосферу безумия и отчаянного равнодушия, которое бывает от безысходности.

«Гламорама» или «Лунный парк»

По разным версиям сейчас ведутся переговоры о съемках фильмов по мотивам сразу двух романов. В контексте всего отснятого, логичнее было бы, конечно, браться за «Гламораму». Да, и сам писатель с какого-то перепугу недавно написал в твиттер, что это его лучшая книга. Но «Лунный парк» – это очень особенный материал, по словам Эллиса, достойный только камеры Дэвида Линча. Придется нам делать ставки на результат, раз уж не дано знать заранее, на что сделают ставки продюсеры.

Black Dog

* – Роджер Эвери также известен как сценарист ранних фильмов Тарантино. Он принимал участие в написании сценариев к фильмам «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво». Некоторые поклонники Эвери считают, что именно его вклад обеспечил успех фильмов Тарантино.

1 комментарий к 4 ½ фильма по книгам Эллиса

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Back to Top ↑